Пятница
03.05.2024
17:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
САЙТ-ПОРТФОЛИО 9 класса
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Меню сайта

Соцопрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1395

Заходите в гости!

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык

Олимпиады

Олимпиада по русскому языку 6 класс.

1.Расставьте ударение в словах: (по 0,5 балла за правильный ответ)

Красивее, звонит, развитой (язык), баловать, ветряная (мельница), газопровод, изобретение, копировать, прибыла, плато.

 2.Сколько раз встречается <з> в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе. (1балл)

 3.Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (по 1 баллу за правильный ответ).

Яркий, свёкла, портфель, яблоко, щавель, бассейн.

4. Разберите слова по составу (по 1 баллу за правильный ответ).

Пришкольный, наводчик, овощерезка, одеться, набережная, осенний, заправка, сверхновый.

 5.Замените имена существительные синонимами с приставкой не- (по 1 баллу за правильный ответ).

а) нельзя терпеть ложь;

б) его не сломило горе;

в) надо исправлять дефекты;

г) для всех горько рабство;

д) характер закаляют испытания.

 6. Придумайте антонимы к словам заболевать, дружить, строить, недостаток, шум (по 0,5 балла за правильный ответ).

 7. Замени фразеологические обороты словами – синонимами (по 1 баллу за правильный ответ).

В час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, кожа да кости, прикусить язык, куры не клюют,  вставлять палки в колёса, ни конца ни краю, и стар и млад, во всю ивановскую.

 8. Определите род занятий людей по следующим выражениям (по 0,5 балла за правильный ответ):

а) войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдёт;

б) шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

в) стричь под одну гребёнку;

г) через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

д) разделать по орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

е) направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя.

 9. Какими частями речи могут быть слова простой, гнёт, пила, больной? Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи. (3 балла).

 10. Определите род существительных, подберите имена прилагательные к каждому слову (по 0,5 балла за правильный ответ).

Овощ, картофель, рельс, мозоль, рояль, сани, тюль, пальто.

 11. Расставьте знаки препинания в данных предложениях, разграничьте данные предложения, подчеркни грамматические основы (5баллов за правильный ответ).

Весна.

Над полями и лесами всё ярче и ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лёд прилетели белоносые грачи торопятся поправлять свои старые гнёзда радостна шумна и пахуча весна скоро оденется лес листвою зацветёт на опушках черёмуха и защёлкают соловьи

  

Олимпиада по русскому языку 9 класс.

1. Расставьте  ударение в словах:

 Баловать, кладовая, диспансер, намерение, обеспечение, форзац, феномен, свекла, нефтепровод, каталог, квартал, торты, красивее, жалюзи, позвонит, досуг. (8 баллов)

 2. В  каком  слове  звуков  больше,  чем  букв? (1 балл)

а)  якорь      б)  земля       в)  уголь     г)  пояс.

 3. Какое  слово  состоит  из  приставки,  корня,  одного  суффикса  и  окончания? (1 балл)

а)  указаны,   б)  указывая,   в)  домашний,   г)  доверчивый

 4.Заполните левый столбик таблицы подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы. (15 баллов)

 

 

список литературы по теме

 

доход от акций

 

художественное произведение малого объёма

 

общий вид местности

 

художественная литература

 

противостояние

 

изъян, недостаток

 

действие, результат

 

обжалование

 

выбор из двух возможностей

 

сложная ситуация

 

пояснительные замечания

 

нехватка, недостаток чего-либо

 

короткое сатирическое стихотворение

 

вежливый

 М…н…рал, б…(л, лл)…трист…ка, тру(п, пп)а, э(ф, фф)ект, дра(м, мм)а, д…(ф, фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф, фф)ормация, д…ле(м, мм)а, к…(м, мм)ентарий, эп…гра(м, мм)а, д…в…ден…ы, к…(м, мм)ерсант, к…(р, рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п, пп)…зиция, ап…(л, лл)яция, пробле(м, мм)а, д…(ф, фф)…цит.

 5. Определите род имён существительных (по 0,5 баллов за правильный ответ).

Неделя, ветошь, бра, протеже, алоэ, визави, сирота, подмастерье, кофе, неряха, крупье, инкогнито, ханжа, плакса, мозоль, колибри, эсперанто, лебедь, кашне, бедолага, бедняга.

 6. Определите морфемный состав и способ словообразования слова ПЕРЕШЁПТЫВАТЬСЯ (2 балла)

 7. Напишите  слова согласно современным орфографическим правилам русского языка и объясните, почему часто ошибаются в данных словах (2 балла).

В вазе цветы ВПЕРЕМЕ…КУ. – Машины двигались  ВПЕРЕМЕ…КУ.

 8.Найдите ошибки в предложениях, взятых из языка современных СМИ. Запишите предложения правильно. Свой ответ аргументируйте (по 2 балла за правильный ответ).

а) Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.

б) По приезду домой мы сначала отправились в магазин, а затем навели порядок в комнатах.

в) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

г) Порывы ветра достигали пятнадцать-двадцать метров в секунду.

д) К праздничному столу я купила пять килограмм банан.

9. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Свежемороже(н, нн)ые фрукты; (не, ни)кто иной, как Онегин; писа(н, нн)ые масл(е, я)(н, нн)ыми красками картины; (в)последствии(е, и); (в)течении(и,е) недели; мелкодроблё(н, нн)ый рис; удосто(е, и)н награды; досто(е,и)н уважения (За каждое правильно написанное слово  – 0,5 балла).

 

10. Определите синтаксическую роль инфинитива курить в предложениях (2 балла):

а) Он пошёл курить, хотя привычка курить сильно ему вредила.

б) Он часто приговаривал: «Курить – здоровью вредить».

 11. Объясните, почему слово ЯЗЫК нельзя употреблять  со следующими  именами прилагательными (5 баллов):

австрийский, бельгийский, бразильский, канадский, швейцарский.

 12.Подберите 5 фразеологизмов со словом ЯЗЫК (за каждый фразеологизм – 1 балл).

13. Объясните значения заимствованных слов:

Органайзер, фетиш, картридж, логотип, маркетинг, электорат, консенсус (за каждый правильный ответ – 1 балл).

 

 Олимпиада по русскому языку 10 класс.

1.Расставьте ударение в словах:

Августовский, баловать, каталог, еретик, танцовщица, менеджмент, красивее, обеспечение, договор, некролог, облегчить, принудить, усугубить, феномен, экспертный, закупорить.

(За каждый правильный ответ – 0, 5 б.)

2. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в данных словах.

Извозчик, прачечная, счёт, почта, что, сшить, сжечь, лучник, яичница.

(За каждый правильный ответ – 0, 5 б.)

3.Объясните лексическое значение данных заимствованных слов, заменив их русскими эквивалентами:

Гипотеза, конвенция, имидж, консалтинг, консенсус, презентация, харизма, инаугурация.

(За каждый правильный ответ – 1 б.)

 

3. Все приведенные ниже слова – устаревшие, но 4 слова устарели по одной причине, а одно слово – по другой. Какое? (1 б.) Как называются эти устаревшие  слова? (2 б.) В каком разделе русского языка вы найдете ответы на данные вопросы? (1 б.)

а) боярин; б) вече; в) армяк; г) ямщик; д) чело

 4. Расшифруйте популярные сегодня аббревиатуры:

ЕЭС, ЖКХ,  ОМОН, БОМЖ, РАН, СМИ.

Какими терминами можно назвать способ образования этих слов?

(За каждую точную расшифровку аббревиатуры – 0,5б. За ответ на вопрос – 1 б.).

 5. Подберите  5 фразеологизмов, имеющих в своем составе местоимения (например, быть вне себя…). Укажите разряды местоимений.

(За каждый фразеологизм и правильно указанный разряд местоимения – 1б.).

 6. Объясните значение фразеологизмов (За каждый правильный ответ – 1 б. + 1 б. за объяснение).

Внести свою лепту; терновый венец; вернуться к своим пенатам.

7. Постройте словообразовательные цепочки. (3 б.)

Моряк, море, морской, приморский, морячка, по-моряцки, по-морскому.

 8. К приведённым старославянизмам приведите русские соответствия или однокоренные слова. Укажите фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов.

Ельха, жизнь, юродивый, освещение, ловчий, ладья, рыбарь.

(За каждый правильный ответ – 0, 5 б. + 2 б. за указание признаков).

 9. Какие слова, с точки зрения грамматики, одушевлённые (За правильный ответ 2 б.).

Адресат, кукла, покойник, труп, персонаж, туз, народ.

 10. Назовите слова с указанными чередованиями (За каждый правильный ответ – 1 б.).

д–ж –жд  ; а  - им  -м ;  в –вл

 11. Просклоняйте письменно имена числительные 568, 100.

(За каждый правильный ответ – 1 б.).

 12. Как называются данные пары слов? (1 б.) Объясните значение слов (по 0,5 б.). Составьте словосочетания с этими словами ( по 0, 5 б.).

Абонемент - абонент, глиняный – глинистый, костный – косный.

13. Объясните, почему слово ЯЗЫК нельзя употреблять  со следующими  именами прилагательными (5 баллов):

австрийский, бельгийский, бразильский, канадский, швейцарский.

Категория: Русский язык | Добавил: vios2006 (07.11.2010)
Просмотров: 3330 | Комментарии: 1 | Теги: олимпиада | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ОБЛАКО тегов

Календарь
Праздники сегодня

Последние новости

Наши друзья!
  • Издательский дом "Первое сентября"
  • NUMI.RU
  • Бизнес-образование в России
  • Завуч.инфо
  • Все для Рower Point
  • Образовательный портал "Мой университет"


  • Copyright MyCorp © 2024