«Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников»
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В последнее время я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. В нашей школе учатся дети с разной, часто не очень-то высокой учебной мотивацией, и не все с хорошими способностями. Проектная деятельность таких детей, получает новое звучание и имеет огромное значение. Мне кажется, что не только исследовательские, как правило, индивидуальные, работы учащихся, бесспорно, имеют большое значение для формирования и развития у них специальных умений и навыков, которые пригодятся им, например, для продолжения образования после школы, но не меньшее значение имеют творческие и практико-ориентированные проекты. Участвуя в них, дети получают опыт коммуникативных отношений, учатся взаимодействовать друг с другом. Такая проектная деятельность формирует стремление к интересному, развивающему досугу в кругу сверстников, что особенно важно для наших детей.
Используя проектную деятельность с поддержкой средств информационно-коммуникационных технологий, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
Опыт показал, что до применения метода учебного проекта учащиеся очень высоко оценили свои знания и низко оценили свои умения и навыки. Во время проекта ребята ощутили нехватку знаний, что привело к самостоятельному изучению дополнительного материала, а умения и навыки отрабатывались в процессе выполнения проекта. Каждый учащийся накапливает опыт работы с различной информацией, что ведет к росту уверенности. По окончании над проектом, ученики не только закрепляют материал по работе с ИКТ, но и позитивно работают над проектами и, как результат, повышение качества успеваемости по теме проектирования. Реализация метода учебного проекта на практике привела к изменению позиций педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности своих учеников, меняется и психологический климат – содружество. Изменения главным образом происходят в сфере социальной: научить ребят приобретать сумму знаний самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, уметь работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, докладчик, оформитель, посредник).
За два года применения данной технологии качество знаний учащихся осталось стабильным, повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам, вырос уровень внеклассных мероприятий, ученики приобрели опыт участия в областных и районных конкурсах, успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников, что для меня крайне важно. Метод проектов ориентирует и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, умения пользоваться исследовательскими методами: знакомства с разными точками зрения на одну проблему, собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Выполняя проект, большинство учащихся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Мы используем все необходимое информационно – технологическое оборудование: компьютерный класс, локальная сеть и доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, что соответствует современным образовательным стандартам и способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Новизна опыта заключается в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.
Учебное проектирование учащиеся осваивают на уроках литературы, русского языка, технологии. Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление электронных пособий, плакатов, написание эссе, исследований и т.д.
Пятиклассники с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к информационным, ролевым и творческим проектам.
Так, информационный проект по литературе «И.А.Крылов. Басни» был направлен на сбор информации о писателе, знакомство с биографией, с целью анализа, обобщения и представления о его творчестве для широкой аудитории. Проект «Партизаны Великой Отечественной войны», выполненная Скляренко П., был посвящен 68-летию Великой Победе и участвовал в школьном конкурсе презентации.
В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры мы представляли анализ басен И.А.Крылова.
Практико-ориентированный проекты по технологии «Подушка своими руками», «Съедобная комната», «Новогодний подарок» и «Новогодняя снежинка» нацелены на социальные интересы участников проекта, результат этих работ можно использовать в дальнейшей жизни, после окончания школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это были различные театрализованные представления, подготовленные классом к праздничным концертам. («Новогодняя сказка», «Пасха», «День Победы»)
Наша школа имеет давние традиции патриотического воспитания, поэтому большое место в проектной деятельности учащихся мы уделяем проектам военно – патриотической, краеведческой и поисковой направленности (проекты «Город-герой Севастополь», «Битва за Москву»).
В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио. Это своеобразная визитная карточка ученика. Технология ведения ученического портфолио отрабатывается в нашей школе уже несколько лет. Чем больше ученик мотивирован на творческую и проектную деятельность, тем больше для него представляет ценность портфолио, отражающее не только его достижения, но и индивидуальность.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности в нашей школе.
«Проблемы адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную»
Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно. Организацией перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6-м классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
· учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
· анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5-6-м классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.
Необходимо:
· иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
· наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6-й класс);
· знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью, кровеносная система не успевает за мышечной и костной, одни подростки в 13-15 лет выглядят почти взрослыми, другие только-только начинают расставаться с детством. Говоря о подростках, обычно рассматриваются разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы, увлечения. Подростковому возрасту присущ максимализм, то есть крайности, им кажется, что все, что происходит – это навсегда, или черное или белое, оттенков нет.
В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:
1. Снижение интереса к учебе. Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости. Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
4. Повышенная тревожность.
5. Непредсказуемые реакции. С этим явлением постоянно сталкиваются воспитатели и учителя.
6. Отстранение от взрослых. Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.
Таким образом, ни дети, ни взрослые даже не предполагают, что переход в 5 класс – это серьезное испытание для маленьких еще школьников, ничуть ни меньшее, чем поступление в 1 класс.
Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».
• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим.
• Появление новых предметов. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
• Новые требования.. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в школьной форме». На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками.
• Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
• Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.
Это только одни из главных факторов, затрудняющих процесс адаптации. Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.
Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным. Планируя меры для облегчения адаптации пятиклассников, следует учитывать следующие моменты. Начинать работу нужно еще в 4 классе. Начальная школа призвана подготовить учащихся к жизни и деятельности на второй ступени общего образования. Говоря о психологической готовности к обучению в основной школе, можно выделить три ее основных компонента:
• технологическая (операциональная) готовность – ЗУНы, готовность к деятельности.
• интеллектуальная готовность – сформированность психических познавательных процессов.
• личностная готовность – необходимые качества личности.
Во многих школах создана модель (или эталон) личности выпускника начальной школы, в которую входит вся совокупность качеств, необходимых младшему школьнику для успешной учебной деятельности и общения в основной школе. Кроме того, учителям начальных классов необходимо проводить и работу с родителями: родительские собрания, консультации, тренинги. Второй этап работы – это начало пятого класса. Основные направления работы на этом этапе – следующие:
1. Организационная работа.
2. Психологическая диагностика.
3. Консультативная работа с педагогами, учащимися.
4. Профилактическая работа.
5. Коррекционно-развивающая работа.
6. Аналитическая работа.
Таким образом, для создания условий успешной адаптации учащихся при переходе в основную школу необходимо продумать целый комплекс специальных мероприятий для учителей, воспитателей и учащихся.
Работа по преемственности начальной школы и среднего звена обучения ГОУ школы – интерната № 24 для детей - сирот 2009/2010 г.г.
1. Снижение интереса к учебе. Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости. Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
4. Повышенная тревожность.
5. Непредсказуемые реакции. С этим явлением постоянно сталкиваются воспитатели и учителя.
6. Отстранение от взрослых. Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.
Таким образом, ни дети, ни взрослые даже не предполагают, что переход в 5 класс – это серьезное испытание для маленьких еще школьников, ничуть ни меньшее, чем поступление в 1 класс.
Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».
• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим.
• Появление новых предметов. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
• Новые требования.. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы «хорошо учиться», «ходить в школьной форме». На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками.
• Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
• Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.
Это только одни из главных факторов, затрудняющих процесс адаптации. Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.
Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным. Планируя меры для облегчения адаптации пятиклассников, следует учитывать следующие моменты. Начинать работу нужно еще в 4 классе. Начальная школа призвана подготовить учащихся к жизни и деятельности на второй ступени общего образования. Говоря о психологической готовности к обучению в основной школе, можно выделить три ее основных компонента:
• технологическая (операциональная) готовность – ЗУНы, готовность к деятельности.
• интеллектуальная готовность – сформированность психических познавательных процессов.
• личностная готовность – необходимые качества личности.
Во многих школах создана модель (или эталон) личности выпускника начальной школы, в которую входит вся совокупность качеств, необходимых младшему школьнику для успешной учебной деятельности и общения в основной школе. Кроме того, учителям начальных классов необходимо проводить и работу с родителями: родительские собрания, консультации, тренинги. Второй этап работы – это начало пятого класса. Основные направления работы на этом этапе – следующие:
1. Организационная работа.
2. Психологическая диагностика.
3. Консультативная работа с педагогами, учащимися.
4. Профилактическая работа.
5. Коррекционно-развивающая работа.
6. Аналитическая работа.
Таким образом, для создания условий успешной адаптации учащихся при переходе в основную школу необходимо продумать целый комплекс специальных мероприятий для учителей, воспитателей и учащихся.
Работа по преемственности начальной школы и среднего звена обучения ГОУ школы – интерната № 24 для детей - сирот 2009/2010 г.г.