Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит
математику,
Тем, кто ещё не знает, что
Может любить
математику.
Неделя
математики посвящается.
Ребята,
в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы
математикой. Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет
строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы часто встречаемся в
окружающей жизни.
Кто-то из вас, возможно, думает, что различные
замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах учёных
математиков. Однако это не так. Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу
обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень
много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната. Все её стены, пол и
потолок являются прямоугольниками, а сама комната - параллелепипед.
Посмотрите на паркетный пол. Плитки паркета -
квадраты, прямоугольники или правильные шестиугольники.
Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических
тел. Стол -плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах -
тумбочках, в которых есть ящики. На столе лампа с абажуром в форме усечённого
конуса. Ведро либо цилиндрической формы, либо - усечённый конус.
В буфете стоит посуда. Вот гранёный стакан, он
имеет форму шестигранной усечённой пирамиды. Чайное блюдце - усечённый конус,
воронка состоит из конуса и цилиндра. Нальём в стакан воду, края поверхности
стакана имеют форму круга. Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась. Тогда край
водной поверхности станет эллипсом.
Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом -
призма, а его стены - плоскости. Колонны у дома - это цилиндры.
В Москве - Кремль. Прекрасны его башни и стены!
Сколько геометрических фигур положено в их основу!
По улице движутся автомобили. Их колёса - круги.
Сядем в поезд. Станция далеко позади. Но и здесь геометрия не покидает нас.
Вдоль дороги на столбах натянуты провода - это прямые линии, а столбы - это
перпендикуляры к земле. Вот линия высоковольтной передачи, провода от
собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой же они, наоборот, натягиваются,
так как металл от холода сжимается.
Мы
живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более
сложное тело - "эллипсоид вращения”.
Во многих случаях наблюдения над явлениями
природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре
развития авиации наши знаменитые учёные Н. Е. Жуковский (отец русской авиации)
и С. А. Чаплыгин (один из основоположников аэродинамики) исследовали полёт
птиц, чтобы сделать выводы относительно о лучшей формы крыла самолёта и условий
его полёта.
Мы идём в магазин. Чтобы сделать покупку, мы
решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость. Мы едем в
путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние.
Благодаря математике появились вычислительные
счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов,
арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров.
Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства:
в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками.
Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой,
могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Всем известно, что не всегда человек может обыграть
машину. Ведь она очень быстро просчитывает все ходы, за 1 секунду она может
производить до 10 000 различных действий, чего не удается сделать человеку.
Чтобы производить такие машины или пользоваться
ими, нужно изучать высшую математику, а для ее изучения нельзя обойтись без
хороших знаний элементарной математики. Учить математику надо каждый день,
потому что новые знания всегда опираются на старые. Нельзя оставлять
неразобранной ни одной задачи и примера. Если не разобрался сам, спроси у учителя.
Знай, что если сегодня ты не понял немножко, то завтра не поймешь многое. Мы
Пифагорами не станем! А вдруг?